Вопрос: Говорят, что количество беженцев в результате конфликта в Грузии достигло огромных размеров. Я читал в газете, что тысячи беженцев нашли прибежище в монастыре. Настоятельница монастыря сказала в интервью журналистам: "Мы "тонем" в море беженцев, но труднее всего в этой ситуации ответить на вопрос: "А где же Бог?" Каково Ваше отношение к происходящему? М. Лайтман: Творец находится во всем. Неважно, что происходит и где - в Грузии, в монастыре или еще где-то.
Вопрос: Но там много страданий...М. Лайтман: А разве во всей нашей истории страданий было меньше? Так где же Бог?! Мы противостоим природе Творца - любви и отдачи. Мы - их полная противоположность, ведь в нашей природе этих свойств нет. А мы должны перенять у Творца эти свойства и излучать их на весь мир - каждый из нас. Только так страдания прекратятся, а иначе - нет.
Почему вообще человек в нашем мире постоянно жалуется на происходящее и спрашивает: "Ну, где же Бог"? А где Творец, когда ты крадешь или хочешь использовать ближнего, для того чтобы получить удовольствие? Он с тобой или нет? Проверь себя: где ты и где Он, и тогда спрашивай!
Почему ты задаешь этот вопрос после того, как совершаешь все те ужасные вещи, которые существуют в мире? Безусловно, среди беженцев есть невинные люди, дети, но существует общий счет - не ведется личный расчет с одним человеком.
Если мы, как шестеренки, связаны в одну систему, и каждый, вращаясь, вынуждает вращаться всех остальных, то неважно, кто начал конфликт и кто его закончил, кто виноват, а кто нет - мы все связаны.
Например, если моя нога получила травму, то страдает все тело: я ощущаю страдание не в ноге, а во всем теле. Так и мы соединены вместе, а потому проблема не в Грузии - их местный конфликт проецируется на все части мира.
Говорят, что это произошло из-за событий в Хорватии и политики стран Балтики, но это и неважно. Мы видим, что все связано между собой. Америка, находящаяся за тысячи километров от Грузии, тоже присутствует там.
Наш мир мал, и нельзя говорить о частном эпизоде, когда женщины и дети бегут от бомб. Мы все находимся вместе. Давайте, наконец, поймем это, и не будем задавать пустых вопросов - для них уже нет места в мире.
Мы взаимосвязаны и должны быть ответственными за весь мир - каждый из нас. А получается, что в одних случаях мы уходим от ответа, говоря: "Я не имею к этому отношения", - а в других случаях считаем себя причастными.
Вопрос: Следовательно, каждый раз, испытывая страдания, вместо вопроса: "А где же Бог?", - нужно задавать вопрос: "А где же мы сами?"М. Лайтман: Вернее, где мы относительно Творца? Ведь Творец - это любовь и отдача. Где же наша любовь и отдача в любое время, а не только тогда, когда где-то что-то происходит? Продвигаемся ли мы к этому? Начинаем ли хотя бы думать о том, что происходит с нашим миром и с нами?
Ведь еще немного и мир может быть разрушен. В нем могут начаться похолодание, потепление, существует угроза мировой войны, проблема депрессий, наркотиков и т.д. Что делать со всем этим, где мы все? Давайте подумаем обо всем этом! Что, в конечном счете, делает ООН? Что дают все эти разговоры? Мир не может привести себя в порядок.
Каббала пытается подвести людей к таким вопросам и их решению, но кто это хочет слушать? Люди все еще не воспринимают всерьез обращение каббалистов. "Возлюби ближнего, как самого себя" - без этого принципа у нас нет права на существование. И нам предъявят очень суровый счет.
Будем надеяться, что до того как это произойдет, мы осознаем, что зло находится в нас самих, и каждый начнет немного думать о своем будущем и будущем своих детей. Продолжать существовать как прежде - уже невозможно.
Ну где же Бог?