Беседа популярного артиста театра и кино Андрея Соколова с каббалистом Михаэлем Лайтманом.
А. Соколов: Собираясь на эту встречу, я провел некоторый маркетинг - извините за такое слово - и понял, что каббала является для вас смыслом всей вашей жизни. Поэтому я хотел спросить: чем каббала отличается от других учений, которые тоже призывают опять же к светлому будущему? М. Лайтман: Она дает человеку внутренние инструменты, для того чтобы он раскрыл тот мир, в котором мы существуем. Вокруг нас - огромная непознанная вселенная, а мы наблюдаем и ощущаем лишь ее маленькую часть. Я не имею в виду скопление какой-то темной материи и прочего. Я говорю о том, что на нас влияют всевозможные силы, происходят какие-то события, совершенно не понимаемые нами.
Мы тоже воздействуем на мир, не зная, каким образом мы это делаем, и получаем обратную реакцию - нехорошую, неприятную. А для того чтобы сделать свой мир хорошим с точки зрения существования в нем - даже в таком земном смысле этого слова - надо познать, говорит каббала, весь объем мироздания, в котором мы существуем. Понять, откуда на нас нисходят сигналы управления. И человеку не хватает пяти органов чувств, чтобы ощутить эту скрытую от нас часть мироздания.
Все иные методики позволяют нам просто улучшить те органы чувств, которые у нас уже есть. Они действительно позволяют ощущать то, что существует в рамках материального мира, но только более "тонко". Этим пользовался, например, Мессинг. А каббала поднимает человека в совершенно иное мироздание - в область управления нашим миром.
Изучая ее, человек начинает активно изменять себя в соответствии с общим течением материи, информации, сил. Он не просто улучшает свою земную жизнь или знает, что происходит на другом конце мира или в других людях. Он выходит на такой уровень, когда начинает ощущать ту область, которую мы обычно не ощущаем, находясь в нашем теле.
И для него эти два состояния, эти два мира, в котором мы существуем: наш мир, и мир духовный, или Высший - становятся единым мирозданием, в котором он существует. Он начинает видеть объяснение того, что происходит в нашем мире, понимает, куда нас ведет природа, почему она воздействует на нас таким образом, и почему мы реагируем на нее так, а не иначе.
А. Соколов: Тогда, может быть, Вы скажите: откуда же родился мир? Есть у меня, знаете, такая детская мечта - узнать, откуда мы все произошли?М. Лайтман: Весь мир - это желание. Не создано ничего кроме него. И это желание нисходит сверху вниз по своим, так сказать, качественным уровням отдачи - от максимального в высших мирах, до нашего мира, где свойство отдачи превращается в свойство получения.
В нашем мире мы можем воспринять только крохотное количество информации, ощущений. Эгоистические желания можно наполнить лишь кратковременно. Само наполнение мгновенно уничтожает желание. Так, начиная принимать пищу, мы утрачиваем чувство голода. Поэтому наш мир кажется нам ограниченным.
Но если мы выходим из этого состояния в состояние отдачи, тогда мы находимся в открытом, внешнем по отношению к нам пространстве, и можем ощущать, что происходит в нем независимо от нас. И ощущение это - абсолютно безграничное. Оно не ограничивается нашими органами чувств, работающими на эгоизме.
А для чего этот мир существует? Для того чтобы в итоге человечество разочаровалось в эгоистическом существовании и пришло к иному, альтруистическому методу существования, когда оно будет ощущать себя вне своих эгоистических свойств - над ними построит совершенно другое ощущение мироздания, которое будет восприниматься вечным и совершенным, потому что не ограничено рамками перемещений, времени и пространства.
При этом мы не просто улучшаем свою жизнь, не просто становимся альтруистами, которые все кому-то отдают и становятся хорошими. Мы выходим на другой уровень восприятия реальности, мы выходим совсем в иную жизнь.
А. Соколов: И это для всех людей возможно?
М. Лайтман: Это возможно для всех людей, абсолютно всех!
А. Соколов: Дай Бог, дай Бог! Но, к сожалению, я, наверно, не могу позволить себе с Вами согласиться. Вряд ли человечество когда-нибудь к этому придет.
М. Лайтман: Что касается человека, то придет он к этому или не придет - от него это совершенно не зависит. Природа управляет нами. В нашем эгоистическом развитии она ведет нас к последнему этапу, который мы уже выдержать не сможем. И обязаны будем изменить свое развитие на обратное - альтруистическое, то есть просто инверсно себя изменить. Никуда мы от этого не денемся.
Это не зависит ни от нашей доброй воли, ни от каких-то наших осознаний, самопознаний и так далее. Совершенно не зависит. Все удары, которые мы будем чувствовать один за другим, целенаправленно будут вести нас к осознанию необходимости изменить себя. Иначе страдания будут просто непереносимыми, и все равно заставят человека прийти именно к такому образу мыслей.
Мы - всего лишь ощущающие наслаждения или страдания, ничего больше. Мы - это просто желание наслаждаться. И когда вместо наполнения в желании наслаждения, ощутим пустоту и страдание, мы сразу согласимся себя изменить.
А. Соколов: Но человеческой жизни может не хватить…
М. Лайтман: Это неважно. Мы возвращаемся в эту жизнь постоянно. Не выполнив в этот раз своего предназначения по уравновешиванию себя с природой, мы будем вынуждены это сделать в следующий раз.
В иной части мироздания, в духовном мире мы находимся все как одно, единое целое. То есть все наши частные души в духовном мире слиты в единую общую душу. И только наше эгоистическое представление о себе, как бы, отделяет нас сегодня друг от друга. Мы с Вами ощущаем себя настолько разными, что даже не чувствуем друг друга. Но если бы мы убрали нашу эгоистическую оболочку, которая облекает нас как кожура, тогда бы мы почувствовали себя полностью связанными друг с другом.
А. Соколов: Человек, который приходит к такому пониманию жизни, не может бросить все и всех? Правильно? М. Лайтман: Нет, ни в коем случае. Каббала говорит о том, что человек должен оставаться гражданином, семьянином и при этом возвышать себя, возвращать себя в состояние равновесия с природой. Ничего большего от нас не требуется.
В природе нет эгоизма. Даже если кто-то существует якобы за счет другого, пожирает другого, мы понимаем, что это не эгоизм, а законы природы, вызывающие такие действия. Ничто и никто сознательно не причиняет зла другому. Только человек способен на это. И это свое противостояние природе он должен сам исправить. Как только он это исправляет, вся природа, весь наш мир становятся совершенно иными.
А. Соколов: А что же дальше? М. Лайтман: Я думаю, что в течение ближайших лет распространение каббалы в мире, с одной стороны, и очень серьезные удары, с другой стороны, не оставят человечеству возможности пребывать в прежнем состоянии. Воздействием этих двух сил природа заставит человека выйти из своего эгоистического существования.
Что при этом будет? При этом люди получат методику каббалы - ее даже не нужно будет специально изучать. Ведь, на самом деле, внутри мы другие, не такие, как нам кажется сегодня. Внутри мы абсолютно подобны природе - альтруистические, связанные вместе в единое целое. Таким человек и начнет ощущать себя в ином мироздании - находящимся в вечном потоке ощущений, причем неограниченных, наполняющихся и развивающихся.
Судя по тому, как развивается человечество сегодня, я думаю, что в ближайшие семь-десять лет мы увидим бурное отрицательное развитие событий и действительно поймем: что-то в этом мире надо серьезно менять. Некуда бежать. Ни власть, ни слава, ни деньги, ни знания не могут сделать нас счастливыми. Они даже не помогут спокойно существовать в этой жизни. Природа заставит нас выйти на качественно иной уровень.
ЕСТЬ У МЕНЯ ТАКАЯ ДЕТСКАЯ МЕЧТА - УЗНАТЬ, ОТКУДА ЖЕ РОДИЛСЯ МИР?