Полученные в коллайдере данные никто не будет прятать, но увидим мы их еще не скоро
В пятницу, 19 сентября, на Ленте.Ру появилась заметка, в которой сообщалось, что данные, полученные в ходе экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК), будут засекречены. Эта информация является не совсем корректной и ниже мы попытаемся объяснить, в чем именно заключается неточность. Правда, в связи с произошедшей в пятницу поломкой БАК, желающие ознакомиться с новыми данными смогут сделать это не раньше, чем через два месяца.
Свободу! Сообщение о закрытии свободного доступа к результатам самого грандиозного на Земле эксперимента и правда выглядит несколько странным. В последние годы в научном сообществе наметилась тенденция облегчать потенциальным читателям доступ к информации. Многие авторы до того, как их статьи будут опубликованы в рецензируемых журналах, выкладывают их препринты на специальные сервера (например, arXiv.org) или публикуют в журналах открытого доступа (наподобие PLoS ONE). Кроме того, крупнейший научно-исследовательский центр США - Национальный институт здоровья (NIH) – обязывает исследователей, получивших грант NIH, помещать статьи с результатами в бесплатную базу (но как раз эта инициатива подвергается активной критике).
Сами участники различных экспериментов БАК заявляли, что поддерживают принцип свободного доступа и предпочли бы, чтобы все работы, в которых используются данные, полученные в коллайдере, были бы доступны любому желающему. На сайта проекта SCOAP3 (Sponsoring Consortium for Open Access Publishing in Particle Physics – Комитет поддержки свободного доступа к публикациям в области физики элементарных частиц) ученые, принимающие участие в обработке данных, поступающих с детекторов БАК, вывесили соответствующее обращение к научному сообществу. Чуть позже Эльзевир (Elsevier) - крупнейшее в мире издательство научной, технической и медицинской литературы - заявило, что откроет свободный доступ к статьям, содержащим экспериментальные данные, полученные в БАК, и опубликованным в журналах этого издательства Nuclear Physics B и Physics Letters B. Более того, публикация статей будет бесплатной для их авторов (обычно желающие опубликовать свои работы в рецензируемых журналах должны заплатить определенную сумму, которая зависит от объема статьи, количества иллюстраций и журнала).
Откуда же появилась информация о том, что данные экспериментов БАК засекретят? Источником для русскоязычной прессы стало сообщение, опубликованное РИА Новости. В заметке цитировалось высказывание члена ученого совета CERN, сотрудника новосибирского Института ядерной физики, члена-корреспондента Российской академии наук Александра Бондаря, выступавшего на пресс-конференции в Новосибирске. Новость была озаглавлена "Первичная информация об экспериментах на коллайдере будет закрытой". Новостные издания, использовавшие эту заметку, несколько сгустили краски. Чтобы разобраться, в чем же дело, приведем слова Александра Бондаря:
"Только участники эксперимента будут иметь доступ к первичной информации. Внутри коллаборации создан целый комитет, который исследует выводы, которые сделает определенная группа. И только после того, как все внутри этого сообщества согласятся, что результаты правильны, будет сделана научная публикация и все эти данные станут общедоступными".
Таким образом, речь идет не об экспериментальной информации вообще, а только о первичной информации, поступающей с детекторов коллайдера на компьютеры GRID (о системе обработки данных, которая используется для анализа данных БАК, мы уже писали). Как разъясняет портал elementy.ru, многократная перепроверка данных является нормальной практикой для специалистов, работающих в сфере физики элементарных частиц. После того как ученые убедятся в том, что с первичными данными (так называемые raw data) "все ок", они будут опубликованы.
Итак, данные экспериментов БАК никто скрывать не будет, и большая их часть (скорее всего, не все ученые будут публиковать статьи в журналах Elsevier или выкладывать в свободный доступ) окажется сразу доступной всем, кто интересуется поисками "частицы бога" или появлением черных дыр. И тем не менее, ознакомиться с этой информацией вряд ли получится раньше, чем через два месяца. Именно за это время специалисты Большого адронного коллайдера надеются починить его.
Горячо В пятницу, 19 сентября, около полудня один из магнитов, расположенных в секторе 3-4 (между детекторами Alice и CMS), перешел из сверхпроводящего состояния в обычное (то есть, его температура поднялась выше 1,9 градуса Кельвина). При этом движение тока в системе мгновенно прекратилось. Возможность такого развития событий была изначально предусмотрена создателями БАК, поэтому поломку можно было бы назвать "штатной". Однако температура магнита и всего сектора 3-4 продолжала расти и через несколько минут достигла 100 градусов Кельвина (-173 градуса по Цельсию). Вскоре после этого в туннель ускорителя БАК было выброшено около тонны жидкого гелия.
С момента поломки и до середины субботы специалисты пытались устранить последствия и оценивали нанесенный ущерб. Затем представитель CERN рассказал, что ремонт коллайдера займет около двух месяцев. Для того чтобы заменить вышедший из строя элемент охладительной системы (а скорее всего, причина поломки именно там, так как после потери сверхпроводящего состояния магнит не должен был нагреваться дальше), инженерам необходимо будет нагреть сектор 3-4, а после проведения ремонтных работ вновь охладить его до 1,9 градуса Кельвина. Столкновения пучков протонов, которых так ждут (и боятся), откладываются на неопределенный срок.
Это уже не первая поломка коллайдера с момента его запуска 10 сентября, который прошел "без сучка без задоринки" и даже с превышением плана. В этот день специалисты "заставили" пучок протонов пройти полный круг сначала по часовой стрелке, а потом против. Во время запусков специалисты отлаживали работу системы магнитов, которая удерживает протоны на постоянной орбите. Вечером следующего дня ученые вновь запустили протоны по 27-километровому кольцу, причем на этот раз пучок циркулировал около 10 минут. Еще позже движение протонов по кольцу возобновилось: исследователи запускали и останавливали пучок несколько раз.
Ночью 13 сентября в секторе 8 произошло нарушение работы системы охлаждения (она беспокоила ученых еще во время предстартовых тестов). Из строя вышел один из трансформаторов, что привело к нарушению электроснабжения системы. В результате в двух секторах ускорительного кольца температура поднялась до 4 градусов Кельвина. Весь следующий день (суббота) и половину воскресенья специалисты меняли трансформатор. Через несколько часов начались сбои в другом месте охладительной системы, и перегрелась уже половина кольца (четыре сектора из восьми). Починить сломанные элементы и охладить ускорительное кольцо до 1,9 градуса Кельвина удалось только к утру 18 сентября (четверг).
В четверг вечером ученые запустили пучок протонов по часовой стрелке. В течение полутора суток элементарные частицы циркулировали по кольцу ускорителя. Что случилось потом, вы уже знаете.
В течение (как минимум) ближайших двух месяцев те, кто опасается, что коллайдер станет причиной уничтожения нашей планеты, могут спать спокойно. Остальные вряд ли сочтут остановку БАК приятным событием. Один из самых масштабных научных проектов, на строительство которого ушло 14 лет и который был с такой помпой запущен, требует еще очень большой работы. Кажется, 10 сентября - это не торжественная дата и можно было не приурочивать старт коллайдера именно к ней.