Непознанное на senav.net > Читальный зал > Самая первая

Самая первая


28 января 2009. Разместил: admin
Самая перваяСводные брат и сестра, Тутмос II и Хатшепсут, — царь и царица Египта... Брак их был удачным, но недолгим. Когда Тутмос II скончался, трон перешёл к его сыну от младшей супруги, "матерью" которого, по обычаю, всё же считалась Хатшепсут. Наследник, Тутмос III, был ещё слишком мал и нуждался в ком-то, кто правил бы от его имени. Таким человеком и стала Хатшепсут.



Она правила долго
Через 7 лет регентства она вдруг провозгласила себя фараоном. И правила страной еще 22 года после того, как её "сын" достаточно вырос, чтобы взять власть в свои руки. Почему она узурпировала трон? И почему Тутмос III не возражал? Ведь он провёл в Азии 17 военных кампаний, а затем долго и успешно царствовал после смерти "матери"...

Хатшепсут была слишком умна, чтобы долго править от чьего-либо имени — за ней стояли вельможи и жрецы, а значит, её положение было много прочнее положения "сына", командовавшего лишь армией, состоявшей практически полностью из наёмников, а власть послушных ей жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Как и положено фараонам, Хатшепсут позаботилась о сооружении загробных покоев ещё при жизни, и вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники древнего мира.

Храм известен сегодня под названием Дейр-эль-Бахри. Хатшепсут на деле подтвердила способность управлять государством, но не смогла сломать барьер традиции: править Египтом мог лишь мужчина. Это и объясняет то, что её, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной накладной бородкой. Само слово "фараон", "царь" в Древнем Египте имело только мужской род...

Тайна смерти
Умерла Хатшепсут, скорее всего, своей смертью (что по тем временам было редкостью), однако тело её таинственным образом исчезло... Из-за этого даже родилась легенда, что она сама, по доброй воле, просто покинула царство, когда перевес сил стал не в её пользу. Затем было инсценировано мнимое погребение царицы: Тутмос III мог занять престол лишь по полному праву.

Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут Тутмос III явно не испытывал пиетета к памяти своей "матери". Он слишком её ненавидел. Вокруг её обелисков он велел построить каменную стену, имя царицы изъяли из хроник, но оно всё же дошло до нас. Изувеченные памятники стоят по наше время мрачными свидетелями бессильной мести Тутмоса; в великолепном храме Хатшепсут её слава все ещё живёт, а каменное ограждение обрушилось, возвещая миру о величии первой женщины-фараона.

На одном из её обелисков начертано следующее:
"И мечется сердце моё, страдая, что же скажут люди, те, что спустя годы увидят памятники, мной сотворенные, и будут судить о том, что я свершила... Не считай это похвальбою моей, скажи лишь такие слова: «Как похоже это всё на великую Хатшепсут, как достойно отца её, бога Амона!»".

Вернуться назад