Бездны звезд полны. Часть 1.
Опубликована 17 августа 2010,  в раздел » Космос   |  разместил: Lандыш
Бездны звезд полны. Часть 1.Почему Юпитер, а не Солнце

«При изучении древних космогонических представлений не может не броситься в глаза, что главным небесным телом почему-то считалось не Солнце, а Юпитер. Соответственно главным богом в античном пантеоне являлся Зевс-Юпитер, а не Гелиос-Солнце, а в Древнем Египте фараону-еретику Эхнатону, мужу несчастной Нефертити, пришлось пойти на государственный переворот, чтобы вместо исконного культа Амона (Юпитера) ввести рационалистичный, но недолговечный культ Атона — бога солнечного диска.

После того как эксперименты обнаружили отсутствие заметного нейтринного потока из солнечных недр, настала пора задуматься об истинном распределении ролей в солнечной системе. Ведь если бы Солнце было старой стабильной звездой, питающейся стандартными термоядерными реакциями, поиск солнечных нейтрино не представлял бы проблемы. Значит, история солнечной системы не столь однообразна, как думалось еще двадцать-тридцать лет назад. Юпитер вполне мог в глазах древних выглядеть явно влиятельнее Солнца...

«Обитель проклятий и зла»

С «загадкой Юпитера» связана «загадка Венеры». У древних планета Венера считалась «звездой зла», олицетворением сатаны. Римляне ассоциировали ее с Люцифером, финикийцы — с Вельзевулом, евреи — с Азазилом.
До недавнего времени американские индейцы и жители Полинезии приносили «утренней звезде» человеческие жертвы. Отзвуком каких ужасных событий возникла эта недобрая слава самой яркой планеты?
Венера — ближайшая к Земле планета и к тому же похожа на нее по размеру и весу. Но после успешных полетов советских межпланетных станций ученые убедились, насколько обманчиво сходство. Венера, следует признать, ни на кого не похожа, она настоящий уникум.
Лишь у двух тел — Юпитера и Венеры — плоскость экватора лежит в плоскости эклиптики (диска солнечной системы), а ось вращения почти строго перпендикулярна ей. Следовательно, лишь на Юпитере и Венере нет ни зимы, ни лета, а климат постепенно суровеет не во времени, а в пространстве — от экватора к полюсам.

В трех важных отношениях Венера родственна Марсу.
Во-первых, и у Венеры и у Марса атмосферы состоят преимущественно из углекислого газа, тогда как земная атмосфера — из азота и кислорода.
Во-вторых, в атмосферах обоих наших небесных соседей мало водяных паров. Если тяжелая и разогретая Венера такая же старая, как наша Земля, то почему вода до сих пор не успела выдавиться из недр?
В-третьих, у Венеры и Марса нет магнитного поля, радиационных поясов, полярных сияний. Как их размагнитило и была ли у них когда-нибудь внутренняя динамо-машина? Заметим, что магнитное поле обнаружено только у Солнца, Земли и Юпитера, причем Юпитерово самое сильное, в сотни раз сильнее солнечного и земного.

Больше всего нарушает небесную гармонию медленное обратное вращение Венеры вокруг оси — не с запада на восток, как у всех других планет, а с востока на запад. Одно из двух — или когда-то Венера перевернулась вниз головой, ее полярная ось опрокинулась, северный полюс стал южным; или Венера с самого начала на своей нынешней околосолнечной орбите вращалась наоборот.
Период обратного собственного вращения Венеры равен 244 земным суткам, что составляет ровно две трети земного года. Таким образом, на один оборот планеты; вокруг своей оси по отношению к Солнцу (венерианские сутки) приходится 117 земных суток. Венерианский день длится почти два земных месяца, тогда как венерианский год — 224,7 наших суток.

Если сопоставить эти цифры, то выясняется поразительнейшее обстоятельство: в момент, когда Солнце, Венера и Земля выстраиваются в одну линию я расстояние между Землей и противостоящей ей Венерой минимально (41 миллион километров), к нам всегда обращена одна и та же сторона «утренней звезды». По мнению ряда ученых, «это может быть следствием наличия в недрах планеты заметных гравитационных аномалий», другими словами, планета состоит из не¬однородных кусков.
Такое противостояние планет повторяется каждые полтора года. Земля как бы ведет Венеру на веревочке, обе планеты словно чем-то связаны друг с другом. «Самое удивительное состоит в том, — констатирует советский ученый В. Курт, — что вращение Венеры определяется нашей Землей: при каждом их сближении Венера «смотрит» на нас одним и тем же участком поверхности».

Перепады высот на Венере между недалекими областями достигают, по-видимому, десятков километров. Проделаем мысленный эксперимент: удалим океан, обнажим Землю — перепад между Мариинской впадиной и Гималаями всего около 15 километров. А радиовысотомеры, скажем, станций «Венеры-5» и «Венеры-6» на одном и том же уровне атмосферы дали показания, согласно которым высоты различаются на 12 — 16 километров.
Возможное объяснение этого любопытного факта — неровности венерианской поверхности. Рельеф настолько грубый, как будто наша небесная соседка, накрепко к тому же к нам привязанная, сложена из отдельных гигантских глыб, еще не притершихся окончательно друг к другу.
Так и представляется, что глыбы ворочаются, трутся, разламываются, крошатся. Грохот вулканических взрывов и «скрежет зубовный» венеротрясений пронизывают углекислый океан. Сера, этот неизбежный спутник вулканизма и ада, на Венере найдена, кстати, в изобилии...

Молодая Венера?

Историки не перестают изумляться, что древние китайские, вавилонские, индийские и египетские астрономы еще три с половиной тысячелетия назад видели в небе лишь Меркурий, Марс, Юпитер и Сатурн, а Венеру словно не считали планетой и не упоминали ее в ряду планетных светил. «Загадка четырехпланетной системы» долго ставила специалистов в тупик.
Ее попытался разрешить американский ученый И. Великовский. В 1950 году он выдвинул с первого взгляда «сумасшедшую» гипотезу, что Венера — не без очевидного содействия «отца небес» Зевса-Юпитера — появилась на небе совсем недавно, на глазах исторических цивилизаций, причем сначала в виде кометы. Некоторое время она странствовала между Солнцем и Юпитером, не раз проходя близко от Земли и Марса и повсеместно вызывая на них страшные катастрофы — потопы, камнепады, пожары, ураганы, землетрясения и т. п. Поэтому воспоминания о Венере как источнике бедствий сохранились у всех народов. Только в VII веке до новой эры, то есть менее трех тысячелетий тому назад, еще раз столкнувшись с Марсом и передав ему часть своей атмосферы, Венера каким то не совсем ясным, с точки зрения классической небесной механики, образом заняла свою нынешнюю орбиту.

Книга Великовского «Сталкивающиеся миры», вышедшая в 1950 году, была очень скептически встречена ученым миром. Тщетно сам Эйнштейн призывал серьезнее отнестись к изложенным в ней аргументам. Лишь в последние годы гипотеза стала привлекать внимание сначала историков науки, а затем — после подтверждения некоторых ее предсказаний советскими и американскими исследованиями Венеры и Юпитера — также отдельных астрономов...

Нынешний порядок в небесах установился, как можно судить по историческим анналам, в ту эпоху, когда происходила Троянская война и закладывался Рим. Но гипотеза Великовского не способна объяснить, как с помощью чисто гравитационных сил могла наладиться существующая небесная гармония. Законы Кеплера и Ньютона разрушают все построение. Защитникам гипотезы остается уповать на другие естественные силы, о которых наука мало что знает, но которые, возможно, играют важную роль в жизни космоса. Они указывают, например, на гравитационно-магнитные молнии, допускаемые современными едиными теориями материи. Возможно, говорят они, блуждающая Венера, Марс, Земля и Юпитер образовали бильярдную комбинацию, в результате которой Венера после удара Зевсовой молнии (магнитного кия?), задев Марс и Землю, попала в лузу и вышла из игры на безопасную орбиту. С тех пор Земли водит ее, укрощенную, на веревочке вокруг Солнца...
Такова одна из «безумных идей» о взаимоотношениях ближайших к нам членов солнечной семьи. Одно непонятное объясняется другим непонятным, к тайнам Венеры оказываются причастными другие тайны солнечной системы. Но, думается, уже есть довольно любопытные данные, чтобы внимательно отнестись к гипотезе о молодой Венере.

Источник — «Бездны звезд полны. Часть 1.»