Коллизия космических масштабов
Опубликована 25 июля 2009,  в раздел » Космос   |  разместил: admin
О том, какие следы на газовом гиганте оставляет падение крупного небесного тела, научный мир узнал в 1994 году. Тогда несколько фрагментов кометы Шумейкеров-Леви 9 пробили плотный облачный покров Юпитера со скоростью примерно 64 километра в секунду.

Изначальную массу кометы определить не удалось: приливные силы газового гиганта разорвали ее на части еще на подходе, поэтому в общей сложности на Юпитер рухнул 21 кусок диаметром до 2-х километров каждый. В результате в верхних слоях атмосферы планеты образовались черные пятна, хорошо видимые с Земли. У бурной атмосферы Юпитера ушло несколько месяцев на то, чтобы шрамы от этой бомбардировки (мощность которой в 750 раз превосходила мощность всего ядерного оружия Земли) затянулись.

Открытие Энтони Уэсли

Коллизия космических масштабовПримерно в 11 часов вечера 19 июля 2009 года австралийский астроном-любитель Энтони Уэсли решил, как обычно, понаблюдать за небом. Погода была так себе, поэтому он совершенно не планировал заниматься этим долго. По словам самого Уэсли, (которые приводятся в его блоге), "изображения получались размытые", хотя его подключенный к компьютеру 14,5-дюймовый телескоп работал как надо.

Было немного за полночь, когда Уэсли решил, что пора заканчивать. Он уже даже "навел курсор на кнопку завершения", однако решил вместо этого прерваться на полчаса и перед сном еще раз глянуть на Юпитер. Когда через 30 минут он вернулся к наблюдениям, то его взгляду предстало достаточно крупное черное пятно в окрестности южного полюса газового гиганта, медленно вращающееся вместе с планетой.

Сначала Уэсли подумал, что пятно - просто спутник Юпитера на фоне диска планеты. Однако, быстрая проверка позволила установить, что ни один из спутников газового гиганта не мог находиться в это время в подходящей позиции. Кроме этого, отпало и предположение о том, что это тень от спутника. Очень скоро астроном заметил, что объект двигается синхронно с близлежащим белым штормом.

Все это указывало только на одно: перед взором Уэсли предстало атмосферное явление, разительно напоминающее следы от падения кометы Шумейкеров-Леви 9. Понаблюдав за пятном еще около получаса и сделав большое количество неплохих снимков (благо погода стала улучшаться), Уэсли оповестил о своем открытии коллег-астрономов.

Пусть говорят...
На фото: Следы падения кометы Шумейкеров-Леви 9.
Фото "Хаббл"
Коллизия космических масштабов
Далеко не все астрономы поддержали выводы Уэсли. По мнению скептиков (которым, быть может, было немного завидно), данное пятно вполне могло быть очередным полярным штормом.

Подобные образования в верхних слоях атмосферы Юпитера могут иметь самую разную форму и цвет. Так, например, большое красное пятно - это шторм, бушующий на газовом гиганте последние несколько сотен лет, цвет которому придают разнообразные химические соединения.

Однако достаточно скоро стала появляться информация, подтверждающая гипотезу о внешнем воздействии. Во-первых, форма пятна была достаточно вытянутой, что указывало на его вероятную динамическую природу. Во-вторых, ученые обнаружили более мелкие черные пятна. При этом, согласно расчетам исследователей, сценарий кометы Шумейкеров-Леви является типичным: перед падением крупное небесное тело обычно разрывается приливными силами газового гиганта. Однако, чтобы наверняка убедиться в том, что неизвестное космическое тело протаранило Юпитер, нужны были результаты наблюдения серьезных телескопов.

Черное светящееся пятно

Окончательные подтверждения поступили от Американского космического агентства. Когда специалисты NASA взглянули на снимки, выполненные телескопом в инфракрасном диапазоне, их взору предстало яркое светящееся пятно. Свечение было вызвано излучением разогретого газа в верхних слоях атмосферы газового гиганта. По словам ученых, это однозначно указывает на то, что газ разогрелся в результате столкновения некоего небесного тела с Юпитером.

В настоящее время все основные телескопы, включая недавно восстановленный "Хаббл", готовятся делать фотографии пятна. По словам астрономов, это редчайшая возможность - наблюдать результаты столкновения космических тел такого масштаба, ведь образовавшееся пятно больше Тихого океана на Земле. Пока, правда, никто не может даже приблизительно сказать, что же протаранило Юпитер: астероид или комета. Ясно одно: в ближайшее время у ученых по всему миру будет много работы. И все это благодаря Энтони Уэсли, который решил лечь спать всего на полчасика попозже.

Андрей Коняев