В Нью-Йорке международная группа ученых зафиксировала существование «странной антиматерии». В то время как ядра атомов состоят из протонов и нейтронов, «странная антиматерия» построена из антипротонов и антинейтронов. Физики думают над тем, что происходило в первые милисекунды после Большого взрыва, пишут Вести
Крошечную частицу, которая называется «ядро странной антиматерии», 500 ученых из десятков стран искали 10 лет. Это находка из другого мира — такого, что даже в фантастических фильмах не увидишь, пусть и зафиксировано открытие 3D камерами. Ученые разглядели крупицу Антивселенной.
Небольшой коллайдер в Нью-Йорке называют релятивистским, он разгоняет частицы до 300 тысяч километров в секунду. Но прежде чем ученые воскликнули «Эврика», ионы золота столкнулись сотни миллионов раз. В науке всегда так, большие новости готовят годами.
Столкновение ионов лоб в лоб приводит к таким температурам, что солнце по сравнению с ними кажется комнатным калорифером. Коллайдер лаборатории Брукхэвен зафиксировал 4 триллиона градусов, это вселенский рекорд! Солнце в 250 тысяч раз холоднее.
«Мы пытаемся воспроизвести состояние Вселенной через несколько милисекунд после Большого взрыва. Тогда мы сможем понять, как частицы материализовались», — объясняет Хэнк Кроуфорд, глава совета научного сообщества «Стар».
Новорожденную после Большого взрыва Вселенную ученые сравнивают с неким подобием супа. Сейчас они пытаются разгадать, как первозданная масса превратилась во все то, что нас окружает.
«Иногда мы не задумываемся о том, что в полностью симметричной и совершенной Вселенной для нас просто не было бы места. Если бы ранняя Вселенная произвела одинаковое количество вещества и антивещества, произошла бы аннигиляция и Вселенная состояла только из радиации», — говорит Дмитрий Харзеев, научный сотрудник национальной лаборатории Брукхэвен, член научного сообщества «Стар».
Почему этого не произошло? Что и как нарушило вселенскую симметрию? Почему люди, горы и океаны состоят из материи, а не сделаны из ее зеркального отражения — антиматерии. Куда она исчезла?
Ответ все ближе, ведь «странное ядро антиматерии», содержащее невиданные ранее «странные кварки» — это самый тяжелый фрагмент того антимира, из которого мог бы состоять и наш. Материя и антиматерия очень похожи по свойствам.
«Если бы смогли повторить Большой взрыв еще раз, может быть, мы состояли из антиматерии и удивлялись мистическим свойствам материи», — рассуждает Дмитрий Харзеев.
Мистика еще и в том, что антиматерию не только крайне сложно найти, но и невозможно сохранить. Наша Вселенная и Антивселенная при встрече агрессивно себя ведут.
«Просто произойдет выделение электромагнитной ядерной энергии», — говорит Алексей Лебедев, научный сотрудник национальной лаборатории Брукхэвен.
Возле коллайдера на всякий случай установлены знаки радиоактивной опасности, вокруг — толстые бетонные стены. Ядерные взрывы, пусть и наноразмеров — это рутинная работа ускорителя и ученых. Каждый из них, в том числе около 60 российских исследователей, теперь являются соавторами открытия вселенского масштаба с широкой перспективой.
«Есть гипотеза, что антиматерию можно будет использовать как источник энергии, возможно, через тысячи лет. Но пока мы не уверены в этом», — резюмирует Хэнк Кроуфорд.