В прямом эфире радио КП ведущий Никита Непряхин обсуждает с богословом Александром Дворкиным и участником «Битвы экстрасенсов» Викторией Железновой, кем была Ванга: экстрасенсом, мошенницей или проектом спецслужб.
Непряхин:
- В эфире программа «Две правды». 31 января исполнилось бы 102 года одному из самых загадочных персонажей двадцатого века – великой Ванге. До сих пор специалисты не перестают спорить, действительно ли мы имели дело с настоящим чудом? Или это величайшая мистификация работы спецслужб?
Сегодня у нас в гостях Александр Леонидович Дворкин, богослов, профессор, завкафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Дворкин:
- Добрый день!
Непряхин:
- И экстрасенс, участник известной телепрограммы «Битвы экстрасенсов» ВикторияЖелезнова.
Железнова:
- Здравствуйте!
Непряхин:
- Ванга. Что это такое?
Железнова:
- Я, конечно, считаю, что Ванга была одарена талантами, которые можно увидеть только у немногих людей. У нее был экстрасенсорный дар, дар предвидения. Ванга лечила травами. И, несомненно, это великое чудо. И мы будем чтить ее память.
Дворкин:
- Я выскажусь одновременно относительно Ванги и дамы, которая находится в студии. Я не верю в экстрасенсорику. Я считаю, что экстрасенсы, в лучшем случае, это мошенники. В большинстве своем. А в меньшинстве – это люди, которые одержимы темными силами. В случае с Вангой, я думаю, там сочетание из двух в одну историю, которая показывает, что, несомненно, связь с темными силами у нее была.
Непряхин:
- Итак, темная история про Вангу.
Дворкин:
- Дело в том, что один мой хороший друг митрополит в Болгарии, а Ванга проживала на территории епархии, где этот митрополит. И доставляла ему постоянно головную боль, поскольку это все явно противоречит церкви. И тому, чему церковь учит. Но однажды Ванга прислала к митрополиту людей своих, где сказала, что очень просит его приехать. А митрополит, действительно, человек святой жизни. Он полностью отдает себя служению богу и людям. Крайне скромный. Он строгий монах, раньше жил на Афоне. И когда он услышал, что эта весьма пожилая уже женщина его зовет, он решил, может, она хочет покаяться. И, как добрый пастырь, он туда направился. Единственное, он взял с собой крест-мощевик, в котором была частица Креста Господня. Того самого, на котором был распят Иисус. Он приехал. У Ванги там проходной двор: все время люди входят, заходят. Он зашел к ней помещение. А я напоминаю, что она была слепой. И одновременно постоянно заходили и входили люди. Тем не менее, она услышала, что кто-то зашел и вдруг резко изменилась. У нее изменилось лицо и тон голоса. Он держал в руках этот крест-мощевик. И она стала совершенно не своим голосом, низким, просто рычать: «Сейчас туда зашел человек. Пусть он немедленно бросит ту вещь, которую держит в руках. Я не могу с этой вещью… Я ничего не вижу!». Мне митрополит сам рассказывал. И все просто не поняли, о чем речь…
Непряхин:
- Это как бесовщина какая-то.
Дворкин:
- Просто очевидно. Он держал в руках величайшую святыню, а бесы чувствуют святыню. Она почувствовала и сказала, что эта святыня перекрывает ей ход. Она ничего не видит.
Непряхин:
- Вот мне сейчас занеси святыню, я ее не увижу и не пойму. Но если она это чувствует, значит, какие-то мистические…
Дворкин:
- Значит, она была одержима бесами.
Железнова:
- А почему именно бесами?
Дворкин:
- Потому что именно бес, уважаемая Виктория, не переносит святыни. Если одержимому человеку протянуть стакан с освященной водой, то его просто начинает трясти. Это обычный тест, как отличать психически больных людей. Есть много психически больных людей, которые называют себя одержимыми. Но они просто психически больные.
Даешь два стакана. И если человек одержим бесами, он всегда почувствует, в каком святая вода.
Непряхин:
- Недавно в Санкт-Петербурге городской водоканал вообще все освятил. Тогда, получается, что…
Дворкин:
- Эта освященная вода быстро протекает. А та, которую освящают на Крещение, она охраняет верующих в течение года. Это, действительно, святыня.
А владыке я верю. Он всегда говорит правду. И эту историю он рассказал. Если она, не видя, почувствовала святыню и отреагировала на нее с негодованием, очевидно, она была одержима нечистой силой.
Железнова:
- Вы верите, что темными силами человек может быть одержим, а светлыми не может?
Дворкин:
- По определению, светлые силы не могут никого одерживать.
Железнова:
- Он может вещать, доносить информацию…
Дворкин:
- Какую информацию? О какой чуши вы говорите? Человек не может контролировать духовные силы. Человек может молиться богу, но всегда в молитвах христианина есть «да будет не моя воля, а твоя». И, в конечном итоге, Бог решает. Если человек говорит что может принудить Бога что-либо сделать, если он делает какие-то манипуляции, чтобы заставить некие «светлые» силы…
Железнова:
- Это вы про колдунов, наверное, говорите.
Дворкин:
- Про экстрасенсов.
Железнова:
- Экстрасенсы не занимаются колдовством.
Дворкин:
- Для православных нет никакой разницы. Но я думаю, что вы святой воды не отличите. Я думаю, извините… Я думаю, что вы обычная шарлатанка.
Железнова:
- Спасибо.
Непряхин:
- Мы сейчас не будет переходить на личности…
Дворкин:
- Я не на личности. Я о профессии говорю.
Непряхин:
- Вы же богослов. Вы должны нести добро!
Дворкин:
- И я должен предупреждать людей об опасности.
Непряхин:
- Александр Леонидович, вы верите в способности? Меня сейчас не интересует, откуда это идет. Темные или светлые силы…
Дворкин:
- Нет. Я не верю. Но я считаю, что если человек одержим темными силами, я подчеркиваю, в редких случаях, это не дает сверхспособности. Это значит, что бес может в каких-то случаях что-то подсказывать с тем, чтобы в конечном итоге очень сильно навредить. Он два раза подскажет правильно, чтобы человек поверил. А в третий так, что ни за что не расхлебаешь.
Много чести для Ванги. Что такое Ванга? Сейчас несколько искусственно поддерживается ажиотаж вокруг ее имени.
Непряхин:
- Там был серьезный конфликт с болгарской церковью по поводу строительства ее храма.
Дворкин:
- Она построила уродливое сооружение с кошмарными картинками, которые она называла иконами. От них просто делается плохо. Там якобы изображены святые. Но они беспомощны с художественной точки зрения. Очень плохие. И это совершенно неканонические изображения. И церковь заявила, что этот храм не имеет отношения к церкви. Если люди туда идут, пусть знают, что это не церковный храм. Это храм имени этой самой старухи.
Железнова:
- У нее были способности. И этому масса доказательств.
Дворкин:
- У нее были психологические способности для того, чтобы разводить людей, если пользоваться жаргонным словом. И, несомненно, у нее была бесовская одержимость.
Непряхин:
- И я не очень понимаю… Всегда в деревнях были бабушки…
Железнова:
- Бабки. Да.
Непряхин:
- Они помогали, лечили. Я помню, меня в детстве водили…
Дворкин:
- Бабушка бабушке рознь. Если есть бабушка-знахарка, которая разбирается в травах и лечит человека, это нормально и естественно.
Если просто травы, проблем нет. Если она костоправ, тоже. Но если начинаются некие воздействия помимо этого, если она ссылается на духовные воздействия, то однозначно - это колдунья. Для церкви это по ту сторону добра и зла.
Вот если к Виктории, нашей собеседнице, человек обратиться, то по канонам церкви он будет отлучен от нее на шесть лет.
Железнова:
- Сурово.
Дворкин:
- Как и за убийство.
Непряхин:
- Как?! Ужас!
Дворкин:
- Это я должен был озвучить, чтобы люди знали.
Железнова:
- Ванга, действительно, была послана людям богом. И все ее способности от светлых сил.
Дворкин:
- Категорически нет!
Непряхин:
- У нас есть результаты телефонного голосования. 93 процента верят в чудо Ванги, 7 процентов не верят.
Спасибо за интересный разговор!
kp.ru