Аббатству ордена августинцев в Чехии после многолетних попыток удалось вернуть уникальную книгу, авторство которой приписывается польскому астроному Николаю Копернику. Большинство до сих пор считает, что палки в колеса научному прогрессу вставляла католическая церковь. Но первыми противниками гелиоцентрического учения выступили продвинутые протестанты.
Книга Коперника была похищена из аббатства в Брно в начале 1990-х годов. Несколько лет назад уникальный фолиант был обнаружен в одном из антикварных магазинов за границей Чехии. Духовенству удалось выкупить ценный экземпляр благодаря финансовой поддержке со стороны местных меценатов.
Стоимость книги Коперника оценивается в 1,8 миллиона чешских крон, или приблизительно в 100 тысяч долларов. Уникальное издание, как пишут зарубежные средства массовой информации, будет передано на хранение в Моравскую земскую библиотеку. Незадолго до смерти Коперник увидел вышедший из печати первый лист своего сочинения De revolutionibus orbium coelestium ("О вращениях небесных сфер"), впервые опубликованный в 1543 году. Ученый успел вовремя сойти в могилу, чтобы избежать преследований со стороны святой инквизиции. Столетиями книга хранилась в депозитарии монастырской библиотеки.
"Не девять лет, а четырежды девять лет держал я свою рукопись, пока выдающиеся ученые не настояли на том, чтобы я покинул страх и опубликовал ее", — писал о своем "открытии" Коперник. После выхода его книги монах-августинец Мартин Лютер разразится следующей филиппикой: "Глупец хочет повернуть все искусство астрономии. Но Священное Писание говорит нам, что Иисус Навин остановил Солнце, а не Землю". No comments.
Примерно к середине XVI столетия католическая церковь начала испытывать настоящий научный голод, чтобы правильно определять пасхалии — праздник Пасхи и другие церковные христианские празднества. Юлианский календарь, составленный еще при римском императоре Юлии Цезаре пришел в противоречие с реальностью. Разница между действительным весенним равноденствием и его ожидаемым днем в том веке доходила до десяти дней. При римском папе Григории XIII, в 1582 году, старый юлианский календарь в Европе заменили новым стилем — григорианским.
Астрономы продолжали пользоваться старинными греческими Птолемеевыми таблицами. Наибольшую трудность в них представляли своеобразные кажущиеся движения планет, то уходящих вперед, то отступавших и скрывавшихся. Наблюдатели звездного неба при этом не противоречили ни духу Священного Писания, ни своим собственным наблюдениям. Земля находится в центре Вселенной, а планеты движутся вокруг нее.
В середине XIII столетия король Кастилии и Леона, а также Священной Римской империи Альфонс Х, прозванный El Sabio (Мудрым), вскоре после взятия у арабов Толедо созвал в этом городе научный конгресс. Большую научную комиссию, состоявшую из арабских, еврейских и христианских астрологов, для составления точных таблиц движения планет. Напрасно думать, что этот политический деятель на заре Нового времени пытался сколотить свое подобие Сколково. Мало того, что оно обошлось ему в 400 тысяч золотых дукатов, он имел несчастье брякнуть такое: "Если бы Господь взял меня в советники, я посоветовал бы ему проще устроить мир". Как говорили офицеры Советской армии, будь проще и к тебе потянутся люди. Однако "простой" венценосец просчитался. Обвиненного в богохульстве монарха лишили трона.
Знаменитые Альфонсовы таблицы (Tabulae Alphonsinae), созданные еврейскими учеными мужами Исааком Бен Сидом и Иегудой бен Моисеем Коэном (1252—1270 годы) под патронажем Альфонсо, впервые зафиксировали длину тропического года, равную 365 дням 5 часам 49 минутам 16 секундам, которая впоследствии была использована для григорианской реформы календаря.
Но вот родившийся в польской Торуни Николай Коперник не был венценосцем, поэтому мог думать так, как сам хотел, а не так, чтобы понравиться Старшему брату. Либо великосветскому обществу, либо сидельцу на престоле Святого Петра. Коперник мужественно встал на точку зрения греческих астрономов III века новой эры, уже тогда учивших, что Земля вращается вокруг Солнца, расположенного в центре мира.
Сразу же, как по мановению волшебной палочки, все несообразности в движениях планет превратились у него в стройные орбиты, очерченные вокруг светила.
Католическая церковь сперва благожелательно отнеслась к учению автора гелиоцентрической системы мира, к канонику Копернику. Наблюдения этого астронома-любителя годились для исправления календаря и пасхалий. Однако уже во второй половине XVI века Святой престол пересмотрел свое отношение к нововведению и запретил ересь.
Книгу Коперника занесли в Индекс запрещенных книг с пометкой: "Запрещена впредь до исправления ошибки". В течение почти двух веков после этого открытия запрещались "все книги, которые утверждали, что Земля движется", поскольку это положение признавалось "нелепым, философски неверным и очевидной ересью". После стольких лет пропаганды, внушающей, что якобы невежи-обскуранты гнобили передовую мысль и невежественные святоши ненавидели прогрессивную молодежь, желавшую добра угнетенному человечеству, трудно поверить в то, что дело обстояло совершенно иначе. Такой крупный мыслитель, как Фрэнсис Бэкон, к которому вполне лояльно относилась марксистская философия, еще в начале XVII века отрицал движение Земли. Против учения о Солнечной системе в ту эпоху выступали не только "замшелые" астрологи и клир, но и вполне "передовые" ученые мужи. И, если честно, для этого у них были все основания.
Дело в том, что Коперник, как и его предшественники, считал, что планеты движутся вокруг Солнца равномерно, причем по круговым орбитам. Получается, что он вовсе не отменил установленные Птолемеем эпициклы и деференты (это некая модель, согласно которой планета равномерно движется по малому кругу, называемому эпициклом, центр которого, в свою очередь, движется по большому кругу, который называется деферентом). А ведь именно из-за этой модели и получались ошибки в расчетах астрономов.
Неудивительно, что, когда ученые попытались использовать модель Коперника для расчетов, выяснилось, что она также весьма приблизительно описывает движение планет. Поэтому, хоть таблицы Коперника были более точны, чем таблицы Птолемея, вскоре их описания существенно разошлись с наблюдениями реального движения небесных тел, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические таблицы издал Иоганн Кеплер в 1627 году, который открыл истинную форму орбит планет (это, как мы знаем, не круг, а эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.
Кроме того, Копернику не удалось объяснить механизм, который заставляет одни небесные тела вращаться вокруг других. Здесь он также пользовался положениями, сформулированными Птолемеем. Согласно им сами планеты неподвижны, все дело во вращении неких небесных сфер, к которым небесные тела просто-напросто прикреплены. Истинный же механизм вращения планет смог объяснить лишь знаменитый Исаак Ньютон в 1686 году (обобщив наблюдения и теоретические выкладки Кеплера и Галилея).
Итак, как видите, не только Церковь, но и современные Николаю Копернику ученые не очень-то хорошо отнеслись к предложенной им модели. Проще сказать, практика опровергала (как потом выяснилось, гениальную) догадку ксендза родом из бывшей Пруссии.
Камнем преткновения для Церкви послужило не само учение Николая Коперника, включая его предшественников, а философские выводы, сделанные из астрономической теории поляка его последователем Джордано Бруно. Пылкий доминиканец из Неаполя преподавал философию в Париже и Лондоне, где наслаждался покровительством свободомыслящей королевы Елизаветы.
История порой вытворяет над нами такие фокусы, которые никаким Копперфильдам и Акопянам с Кио не предпринять. Помнится, историки еще в древности договорились, чтобы навечно придать забвению имя поджигателя одного из семи чудес света Древнего мира — храма Артемиды в Эфесе. В результате сейчас даже двоечник назовет вам имя Герострата, а отличник не вспомнит название уничтоженного чуда. Никчемный Чикатило стал притчей во языцех, а забвению преданы имена подлинных героев, спасших души людские.
Среди таких лжегероев истории оказался и Джордано Бруно. Посредственный ученый и никчемный поэт, бездарный подражатель лирики Петрарки. Героем его сделали искусственно, благодаря мученичеству. Поставьте на костер любое чучело — и его воспоют, попрощавшись с треклятой зимой и ожидая долгожданную весну. Надутая резиновая кукла никогда не заменит любящую женщину.
Философия Бруно — смесь поэтической фантазии и удивительного кругозора, сложившегося под влиянием великих астрономических открытий Нового времени. Поклонник герметической магии и еврейской каббалы, ренессансного мистицизма и библейского опыта, Бруно привнес в христианство псевдодионисийский элемент. К Иисусу он стремился присовокупить идеалы итальянских гуманистов Фичино и Пико делла Мирандолла. Пифагора и Дионисия он противопоставлял Аристотелю и теологам от схоластики.
Нам нет нужды ни восхвалять Джордано Бруно, ни тем более ругать его. Он оказался прав, хотя мог и ошибаться. История в очередной раз посмеялась над человеческой "мудростью", поставив выше ее человеческую дурь.
www.pravda.ru